Дневник экспедиции «На Chevrolet NIVA к сердцу Азии»

День 1

То, что Chevrolet NIVA – автомобиль с суровым характером – факт общепризнанный и никем не оспариваемый. В этом году мы решили поехать в Туву (кстати, еще до нашумевшей рыбалки  президента): ведь это по-настоящему суровый край в самом центре России, где великолепие природы в сочетании с резко континентальным климатом позволяет по-настоящему прочувствовать  разнообразие и богатство нашей страны.

Путешествие наше началось c ночного пятичасового перелета из Тольятти в Абакан. И сразу же резкое погружение из летней жары в раннюю осень, из ночи – в день (разница +4 часа к московскому времени). Старт экспедиции мы назначили не в Туве, а в соседней республике Хакасии, прежде всего потому, что там, в Абакане, буквально в пяти минутах ходьбы от аэропорта расположен автосалон официального дилера GM-AVTOVAZ компании «АбаканАвтодилер».

Встретили нас необычайно радушно, даже несмотря на то, что автосалон  оказался совсем небольшим. После приветствия нового Генерального директора GM-AVTOVAZ Гари Тилсона и краткой презентации директора по продажам и маркетингу GM-AVTOVAZ Константина Байшева об уже состоявшихся автопробегах Chevrolet NIVA команда из 11 журналистов и представителей компании отправилась в путь в направлении Тувы.

Опять же из- за длительного перелета было решено в первый день обойтись без жесткого офф-роада. 180 километров по шоссейной дороге  что может быть легче и быстрее. В самом начале после выезда из Абакана даже показалось, что это какой-то розыгрыш. Хвойный лес сменялся березовым, поля с аккуратным рулонами сена, стада коров на выпасе – самый что ни на есть типичный среднерусский пейзаж. Даже проезжая мост через Енисей, сложно было избавиться от ощущения, что точно такой же ты видел раньше на Волге, Оке, ну или где-то еще.

Погода как всегда играла по своим правилам: мелкий дождик, встретивший нас в Абакане, превратился в затяжной, затем резко распогодилось: солнце зажарило, через полчаса снова скрылось, но ощущение того, что так обычно и бывает в средней полосе России, правда, скорее, в начале сентября, не проходило.

И лишь последние семьдесят километров, когда вдруг холмы выросли на наших глазах до неба, а хвойные деревья затемнели над головами по обеим сторонам дороги, стало ясно, что мы вступили в предгорье Западных Саян – хребет Ергаки.

На древнетюркском Ергаки означает пальцы, только не пять и не десять, а много больше пальцев высотой до двух тысяч метров, поднимающихся вверх над землей, темнея соснами, обвитые дорожными серпантинами, порезанные извилистыми порожистыми  речками с провалами  озер. Снова пошел дождь: здесь в горах вместе с дождем на дорогу ватой опускается туман, видимость стремится к нулевой, но движение на федеральной трассе М-54 не прекращается. Трасса идет дальше на Кызыл, но сегодня, где в натяг, где на ощупь, пробираясь сквозь туман, мы стремимся к месту нашего ночлега.

Остановкой становится база отдыха «Ергаки», расположенная на высоте чуть больше полутора тысяч метров над уровнем моря на берегу Ойского озера.


В парке «Ергаки»

Опрокинутое отражение гор в блюдце озера выглядит необычайно живописно.  Вода в озере прозрачная, просвечивающая до самого каменистого дна, и, ой, какая холодная. Хотя это не испугало некоторых наших спутников, и они с удовольствием искупались на закате такого длинного дня. Бодрые их крики были хорошо  слышны местным жителям, которые говорят, что здесь никто обычно не купается.

Насыщенный кислородом воздух после почти бессонной ночи делают свое дело: мы отправляемся спать: завтра 6 автомобилей Chevrolet NIVA – 4 GLC и 2 LE – снова ждут нас, чтобы отправится дальше по маршруту.

 

День 2

Уже ночью на стоянке в палаточном лагере, разбитом в ущелье горы Кежеге, я прислушивалась к звукам вокруг. Мне казалось, в таком месте это непременно должны быть новые, неизвестные звуки. Вот где-то завелась машина, потом залаяла собака, был слышен треск костра и разговоры – ничего мистического... И только воспоминания об увиденном не давали забыть, что мы находимся в заповедном месте.

Наш путь ранним утром начался спуском с массива Ергаки. С обеих сторон темной массой горы давили нас к земле. Но, хорошо зная возможности Chevrolet NIVA, мы не могли себе отказать в удовольствии спуститься вниз к одной из бурчащих речек, чтобы проехаться по косе и сделать пару эффектных снимков. Да и вообще в этот день все шесть экипажей откровенно «злоупотребляли» проходимостью своих автомобилей, регулярно отклоняясь от маршрута, чтобы найти живописный участок, расположенный то на крутом подъеме холма, то на каменистом съезде к горной  реке, то на песчаной дюне.

Туман и дождь сопровождали нас всю дорогу до границы Красноярского края. Плотная белая стена висела за указателем «Республика Тува», но стоило нам пересечь невидимую линию и спуститься с гор, как туман рассеялся, по-летнему засветило солнце, и появилась мобильная связь.

Хотя из-за многочисленных фото-остановок мы безнадежно опоздали к обеду, нас встретили в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак» (пер. тув. золотой источник) воины в традиционных тувинских костюмах троекратным «уракш» (пер. тюрк. вперед), от которого произошел наш российский клич «ура». На территории комплекса все мужчины-участники экспедиции поднялись на холм со знаменами Сульде.

«Бойся не человека, могущего отнять у тебя жизнь и жизненные блага, а бойся совершить поступок, который может обесчестить тебя или умалить твое достоинство – не в глазах людей, а своих собственных».

Эти слова должен произнести три раза каждый мужчина, считающий себя защитником и воином, обойдя знамена по часовой стрелке. На холме над комплексом возвышается статуя Будды. Буддизм и шаманизм – основные религии жителей республики, и в этот день нам удалось ближе познакомиться  с представителями и той, и другой.

Далее мы двинулись в Кызыл, столицу Тувы, к обелиску «Центр Азии». Подобных обелисков в действительности несколько. Они расположены в разных местах, и всюду местные жители считают их географическими центрами Азии. Местный обелиск установлен на набережной Енисея. В Туве живет около 310 тысяч жителей, из них 160 тысяч живет в Кызыле. Это довольно типичный провинциальный городок, если не считать, что в небе над городом свободно летают коршуны. Признаюсь, даже находясь в полной безопасности в салоне автомобиля, я испытывала опасения, видя размах их крыльев.


Экспедиция добралась в Кызыл – столицу Тувы и посетила обелиск «центр Азии». 

Из Кызыла мы отправились в природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина», который находится под охраной ЮНЕСКО.

Дорога к палаточному лагерю увела нас с асфальта прямо в степи. Сделаю небольшое отступление: асфальтовые дороги в Туве в основном хорошие, мы так и не поняли, это оттого, что их хорошо ремонтируют или оттого, что движение не очень интенсивное. Возможно, и то, и другое вместе.

Но вернемся на грунт, куда мы съехали, чтобы добраться до лагеря. В степи окружающий пейзаж, несмотря на его монотонность, кажется просто инопланетным. Скальные наросты необычной формы, кустарники, петляющие лабиринтом и открытый горизонт. Таинственная гора Кежеге оказалась священной для одного из тувинских родов, там живет черный настоящий шаман, который после наступления темноты провел обряд камлания на удачу нашей группы, компании GM-AVTOVAZ и автомобиля Chevrolet NIVA.

В лагере к нам присоединился директор Убсунурского заповедника Владислав Иванович Канзай. От компании GM-AVTOVAZ Генеральный директор Гари Тилсон передал ему сертификат на сумму 300.000 рублей для мониторинга и охраны снежных барсов, популяция которых живет на территории заповедника. Барсов осталось всего восемь, и Владислав Иванович узнает их  практически по пятнам на шкуре. Кроме того, он в течение многих лет ездит на Chevrolet NIVA (сейчас у него уже четвертый автомобиль нашей марки). Так что мы были особенно рады сделать подарок заповеднику.

День получился очень насыщенным, а ведь я не рассказала о национальном тувинском искусстве – горловом пении Хоомей, о небесных воротах Шамбалы, сквозь которые будут проносить Олимпийский огонь, и горячем душе в условиях палаточного лагеря. Но завтра мы выдвигается ранним утром.

Шаман сказал: «Всем белых дорог».

 

День 3

Это было самое роскошное начало дня с прекрасно сервированным завтраком на свежем воздухе с видом на монгольские горы. Сразу по окончании завтрака наша колонна стартовала по направлению к первому так называемому спецучастку. Хотя нет, сначала мы еще раз поднялись в ущелье горы Кежеге, чтобы попросить благословения у живущего там духа.

Итак, первый спецучасток предполагал езду по песку. Ландшафты в Туве сменяют друг друга с такой скоростью и неожиданностью, что мы не переставали этому удивляться в течение всего путешествия. В этот день из степей мы попали в самые настоящие песчаные дюны. Помимо того, что их преодоление – прекрасное упражнение для проверки мастерства водителя, это еще и эффектные пробуксовки в песке, череда спусков и подъемов, чрезвычайно удобных для фото- и видеосъемки.

И здесь я не могу не сказать о наших операторах. Они работали не просто профессионально, но необычайно воодушевлённо: готовые стоять в обжигающей ледяной воде горных речек и жариться на солнце ради того самого кадра. Конечно, их вдохновляла окружающая природа и возможности Chevrolet NIVA.

Песчаный участок был пройден без каких-либо потерь, лишь один из автомобилей не добрав  скорости на подъеме, сполз вниз и сошел с колеи. Впрочем, общими усилиями его быстро вернули в строй. Замыкал нашу колонну Владислав Иванович, директор Убсунурского заповедника, на своей Chevrolet NIVA. Его внедорожник легко прошел всю дистанцию, привычно и без спешки вскарабкиваясь и спускаясь по дюнам – настоящая рабочая лошадка.

Интенсивной работой и водителей, и операторов на жаре мы честно заслужили свой обед. Освежающим дополнением к нему стало купание в озере Торе-Холь с прозрачной холодной водой – идеальная сиеста:-)

Во второй половине дня мы решили двигаться в автономном режиме. Экипажи, каждый по очереди, двинулись по навигатору к полевой стоянке. И как хорошо ехать на машине, на которой ты практически в любом месте можешь съехать с дороги, чтобы сделать, например, еще пару фотографий. Ведь местные ландшафты этого действительно заслуживают.

Около 140 км пути на этом участке представляли собой настоящий грейдер – грунт с камнями, мелкими и покрупнее, вылетающими из-под колес, разбрызгиваясь во все стороны.

Сидя на заднем сиденье, я в этом месте не могла особенно наслаждаться окружающими нас холмами, так как приходилось держаться обеими руками даже несмотря на ремень безопасности. Да и водителю нашего экипажа потребовалось все внимание. Хотя скорость мы держали приличную – до 100 км/час.

Наша стоянка для ночевки находилась посреди открытой степи, как настоящий лагерь кочевников. Отсюда было всего 20 км до озера Убсу-Нур.

Большая часть озера является территорией Монголии, и лишь небольшой участок – российская приграничная зона. А поскольку до ужина оставалось время, несколько экипажей решили воспользоваться возможностью и быстро сгонять туда-обратно. Боже, какое это было заблуждение! Во-первых, расстояния в степи очень обманчивы. То, что кажется совсем близким, на самом деле в большинстве случаев оказывается довольно отдаленным объектом. Во-вторых, на абсолютно открытом пространстве иногда сложно заметить даже автомобиль. А в-третьих, дороги в степи представляют собой именно направления. Множество полос, параллельных и пересекающих друг друга, часто ведущих в никуда или внезапно обрывающихся. В итоге мы заблудились, практически пересекли границу с Монголией, запросили помощь по рации и, наконец, наткнулись на один из возвращающихся автомобилей. Продравшись сквозь камышовые  заросли, которые достигали крыши нашей NIVA, по заболоченной колее до самого озера мы не доехали каких-то 30 метров только потому, что прибрежная зона представляла собой торфяник, неровный и вязкий. Последние метры мы преодолели пешком. И, да, оно того стоило! Гладкую поверхность озера и предзакатное небо насквозь прорезали световые щупальца из-за облаков причудливой формы. Мы еще не знали, чем нам грозят эти красивые облака на следующее утро.

Мы вернулись в лагерь затемно. Ветер усилился настолько, что из земли вырывало колья крепления палаток, а навесы  грозились улететь. Испугавшись, мы с моей коллегой, а за нами многие мужчины сбежали ночевать в машины. Только закрыв дверцу автомобиля, можно было избавиться от шума, почувствовать себя в безопасности и спокойно уснуть. И да простят меня те, кто считает, что спать в NIVA некомфортно, мне было очень уютно.

 

День 4. Последний

Вы любите просыпаться под дождем? Я – да, но только если дома, если никуда не надо идти, а можно проваляться весь день с книжкой. В ситуации, когда большая часть команды ночевала в палатках, пробуждение в дождь было не самым приятным. Ветер  был не таким сильным, как накануне, но до конца так и не стих. Несмотря на непогоду, все проснулись бодрыми и отправились дальше в путь. Дождь прекратился еще до того, как мы тронулись. Похоже, степь была не очень-то рада приютить нас, а может, просто демонстрировала свое могущество.

Это был, пожалуй, самый живописный участок маршрута. Из степи мы поднимались по хребту Танну-Ола, каждый раз все выше и выше, преодолевая очередной перевал, проезжая редкие населенные пункты, расположенные в котловинах  между горами, наблюдая за сменой ландшафта и температурой. Минимальная температура достигала +7 градусов по Цельсию, а максимальная высота одного из перевалов составила 2363 м над уровнем моря. Здесь было расположено еще одно святилище духов этих мест. По пути мы очень часто останавливались. Просто невозможно было не восхищаться величественностью гор. В некоторых местах тишина такая, что, кажется, будто ты оглох. В других, наоборот, шум протекающей мимо реки заглушает все вокруг, а из-за многочисленных порогов непонятно даже направление ее течения.

Съезды по узким горным серпантинам требовали повышенного внимания водителей. Местами от окружающей красоты становилось жутковато. После обеда спуски и подъемы продолжились. Описать словами разнообразие  пейзажей за окном автомобиля просто невозможно. Поэтому за каждым поворотом нам приходилось останавливаться  для мини-фотосъемок. Граница между Тывой и Хакасией на высоте 2214 м снова встретила нас туманом. Отсюда начался наш длительный спуск с гор. В Хакасии движение по узкой дороге было более оживленным, но спускаться приходилось осторожно, поэтому в Абакан мы приехали уже затемно.

Наша экспедиция завершилась спустя 4 дня и чуть более 1700 км. За это время никто из участников и автомобилей не пострадал. Наоборот, все вернулись вооруженные новыми знаниями, впечатлениями и гигабайтами отснятых фото- и видеоматериалов. А внедорожник Chevrolet NIVA  еще раз подтвердил свою репутацию автомобиля, идеального для путешествия при любых погодных условиях и на любых дорогах.

 

Дневник вела Наталья Лариончева

Наверх